паломническая поездка в Высоцкий монастырь

05. ноября 2013 г. состоялась поездка Высоцкий монастырь Серпухов и Матроне  Московской

Серпухов

Серпухов

 

17galНа правом берегу Нары — ансамбль Владычного монастыря (основан в 1360 г. московским митрополитом Алексием), на левом — Высоцкого (основан в 1374 г. Сергием Радонежским) монастыря.

На территории древнего посада — Троицкая церковь со стройной колокольней                     (до 1714 г.) и Ильинская церковь (1748, барокко). К югу от кремля — церковь Николы Белого (1835-57, на месте храма 16 в.).

В заречной части города, на правом берегу Нары — Сретенская церковь (1700-02),   Никольская церковь (Николы Будки, 1711), Покровская церковь (1721).

Регулярный план застройки, принятый в 1784 г., из-за сложного рельефа был воплощён лишь частично, сохранились многочисленные дома второй половины XVIII-XIX вв., в т.ч. городская усадьба Сологубов (конец XVIII в.), торговые ряды (первая половина XIX в.) и др.

Город интенсивно застравилася в 1950-80-х гг., особенно в северной и восточных частях.

Близ Серпухова, в 7 км к юго-западу — Подмоклово, бывшая усадьба князей Долгоруких с церковью Рождества Богоматери (1714). В 10 км к северу от Серпухова, на высоком берегу Нары, —Рай-Семёновское — бывшая родовая вотчина Нащокиных.

Соборная гора

На ней стоял кремль, уникальный, потому как построен из белого камня. В то время редко использовали этот материал как основной, чаще его заменяли кирпичом. А вот в Серпухове строили из белого камня вплоть до XVII в.

Стены кремля повторяли естественное очертание холма. 32-метровая Караульная башня с колоколом, Никольская — с тайным выходом к Серпейке, самая красивая —  Высоцкая —смотрящая на монастырь. Всего пять башен и три полубашни. За всю историю существования этот кремль был взят лишь раз — из-за предателя.

Белые камни кремля были разобраны в советские годы на строительство московского метро…  Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни.

На территории кремля стоял художественный, ландшафтный, духовный ориентир города, сохранившийся и поныне. Это Троицкий собор. Его сегодняшнее здание построено в 1696 г. архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора.

Богослужения здесь очень редки. Собор является филиалом историко-художественного музея, он хранит предметы, найденные при многочисленных раскопках на Соборной горе. Троицкий собор помнит двух святых новомученников. Один — настоятель протоиерей Василий Студиницын, второй — сын другого настоятеля, священник Петр Орленков. Оба они были расстреляны в 30-х гг Xxв..

На месте второго храма, стоявшего на территории кремля (в память Димитрия Солунского и в честь Дмитрия Донского), теперь — мемориальный некрополь защитников города в Великой Отечественной войне. Там же — памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле.

С Соборной горы (еще ее называют Красной) виден и Высоцкий монастырь, и собор Николы Белого, и один из самых впечатляющих городских пейзажей – ансамбль посадских храмов.
Значение Соборной горы для города то же, что у Московского кремля для Москвы, у Зимнего дворца и Петропавловской крепости для Санкт-Петербурга.
Только семь подмосковных городов сегодня имеют кремль. В Серпухове же создан и сегодня реализуется проект «Возрождение Серпуховского кремля». В его рамках ведутся раскопки на Соборной горе, приносящие интересные результаты, открывающие тайны истории древнего города.

Троицкий Собор

По некоторым данным, собор был капитально перестроен в 1696 г. на средства архимандрита Спасо-Андрониевского монастыря Феодосия, бывшего до поступления в монашество священником в этом соборе. Имеющиеся остатки кирпичной кладки указывают на существование на этом месте каменного здания церкви ещё в XVI в. До этого, как предполагают многие историки, со времён серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго на этом месте стоял деревянный собор. В том же 1696 г. был возведён придел во имя святого мученика Димитрия Солунскаго, разработанный в XIX в. Чуть позже были возведены два боковых придела — в правом престол был освящён во имя Святителя Николая. Это было сделано по причине существования в кремле ранее Никольской церкви, которая по ветхости была разобрана, а приход её был приписан собору. В настоящее время на месте Никольской церкви расположен некрополь защитников города, павших при обороне Серпухова в Великой Отечественной войне. Колокольня собора реставрировалась уже в советское время, и отступление от требований ампирного стиля, в котором выполнен весь собор с боковыми приделами, привнёс некоторое противоречие в облик собора. Но по прошествии времени серпуховичам стал привычен вид собора, уверенно стоящего на краю зеленого склона, выдвинутого к самой бровке холма. Он как будто парит над низкой поймой реки Нары, являясь ориентиром всего городского пространства юго-западной части города.

5gal 6gal 11gal 10gal 7gal 12gal 8gal 9gal 13gal

Высоцкий мужской монастырь

В 1374 г. Преподобный Сергий Радонежский пешком пришёл в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря.

На Высоком холме была заложена деревянная церковь в воспоминание праздника Зачатия Богородицы. Потому полное название монастыря — Высоцкий Зачатьевский. Первым его настоятелем стал любимый ученик Преподобного Сергия — Афанасий.

В 1381 гВладимир Храбрый возвёл первые каменные храмы в монастыре в память о Куликовской битве. С тех пор монастырь строился и изменялся — все его сооружения созданы в разное время.

В 1387 г. игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху, которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий-младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли.

С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой — как преподобный Афанасий-младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 г., спустя более 150 лет после смерти святого…

Мощи преподобного Афанасия-младшего обретены лишь недавно. До 1994 г. мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма.

Третьим святым настоятелем монастыря стал преподобный Никита — родственник и ученик Сергия Радонежского.

Стараниями архимандрита Иосифа (ныне епископа Биробиджанского и Кульдурского) 10 апреля 1991 г. древняя обитель, после долгих лет забвения, вновь начала действовать. 24 сентября 1994 г. мощи преподобного Афанасия-младшего были обретены и в день памяти святого, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, перенесены в Покровский храм.

Монашеская жизнь в обители возобновлена 5 мая 1995 г.

Чудеса здесь являются людям и через мощи первого строителя обители, и через образ Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Большинство икон Владычного монастыря периодически мироточат…

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» — явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях.

В 1878 г. эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошёл до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошёл в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошёл, уже опираясь на палку…

В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы.

«А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» — пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

Из Серпухова крестьянин возвращался здоровым, получив исцеление больных ног, освободившись от непреодолимой тяги к вину. А в явившемся ему схимнике крестьянин узнал, увидев иконупреподобного Варлаама — строителя Владычного монастыря.

После революции Владычный монастырь был закрыт, а чудотворная икона —  перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 г. был закрыт и Никольский собор. Все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли.

Память о ней вернулась в город в 80-х годах ХХ века. Была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости — по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери.

Когда же открылся Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф перенёс молебное служение «Неупиваемой Чаше» сюда. По его благословению, известный российский иконописец Александр Соколов создал список чудотворной иконы. А в 1996 г. ещё один список появился во Владычном монастыре.

С тех пор в Серпухове два образа «Неупиваемой Чаши». Оба они, как и первообраз, чудотворные.

«Неупиваемая Чаша» сегодня признана всероссийской святыней. К этой иконе устремляется огромное число паломников. А кто не может приехать, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебен за близких и родных. В монастырях ведутся книги благодарности от верующих, получивших помощь по молитвам перед чудотворными образами.

 

https://www.youtube.com/watch?v=nfkYDpPd91s

 

Праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — 18 мая по новому стилю.

http://visotskymonastir.ru/sv1.php

Далее наша мы поехали в Москву посетить святую Матрону Московскую.

dsc03264-375x500

 

 

 

 

medium_matrona-moskovskaya

Рака с мощами Матроны Московской находится в Москве, в Покровском женском ставропигиальном монастыре, в левом приделе Покровской церкви.

Приложились к к мощам и иконе святой старицы поехали назад.

 

mat04

 

 

 

 

 

 

 

Просмотры (926)

Добавить комментарий